Лзш защита что это - Electrik-Ufa.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Лзш защита что это

Лзш защита что это

Николай Гринев, руководитель группы РЗА

ЗАО ПФ «КТП-Урал» – это производственно-инжиниринговое предприятие, осуществляющее весь комплекс работ от проектирования до ввода в эксплуатацию подстанций на класс напряжения 35, 110 и 220 кВ. Предприятие предлагает оригинальные, нестандартные проектно-конструкторские решения с учетом индивидуальных пожеланий заказчика и конкретных условий эксплуатации, реализованных в продукции собственного производства. Для оптимизации работы над проектами проектная и конструкторская группы были объединены в проектно-конструкторский центр. Объединение усилий конструкторов и проектировщиков позволило предлагать заказчикам нестандартные решения и выполнять индивидуальные разработки. Параллельно идет работа по созданию и внедрению инновационных технологий.

Николай Васильевич Чернобровов, известный практик релейной защиты, один из основателей системы обслуживания устройств РЗА, писал: «Создание селективных быстродействующих защит является важной и трудной задачей техники релейной защиты. Эти защиты получаются достаточно сложными и дорогими, поэтому они должны применяться только в тех случаях, когда более простые защиты, работающие с выдержкой времени, не обеспечивают требуемой быстроты действия…».
Логика современных цифровых защит в настоящее время строится путем реализации алгоритмов – аналогов существующих реле предыдущих поколений. И хотя эти алгоритмы надежны и проверены временем, они, к сожалению, не всегда оптимальны.
ПУЭ регламентирует: «В качестве защиты сборных шин электростанций и подстанций 35 кВ и выше следует предусматривать, как правило, дифференциальную токовую защиту без выдержки времени, охватывающую все элементы, которые присоединены к системе или секции шин».
Высокая стоимость современных цифровых терминалов РЗ иногда подталкивает заказчика к отказу от дифференциальной защиты шин (ДЗШ) и поиску альтернативных вариантов. Такая тенденция вкупе с широкими возможностями микропроцессорных устройств дает основание для размышлений на эту тему.

В настоящее время для защиты шин среднего и низкого напряжений в качестве основных используются дифференциальная и логическая защиты.
Специалистам нашей компании довелось принимать участие в проектировании подстанции, в которой на стороне среднего напряжения предусматривалась возможность двустороннего питания. И хотя использование ДЗШ в условиях многостороннего питания – это, безусловно, наилучшее решение, однако ввиду высокой стоимости оно нецелесообразно. Логическая защита шин (ЛЗШ) в её классическом понимании также неприменима, т.к. может действовать неселективно, скажем, при КЗ в трансформаторе.
Сегодня активно развивается малая энергетика. Чтобы гарантировать бесперебойное электроснабжение, например, потребителей газовой отрасли, к шинам низкого напряжения подключаются ГТУ небольшой мощности (до 12 МВт), работающие на попутном газе. Похожая ситуация в нефтяной отрасли и не только. При этом количество подключаемых генераторов может быть более пяти. В случае замыкания в любом из питающих элементов возможно нарушение селективности классической ЛЗШ. Кроме того, при постоянно включенном секционном выключателе и замыкании на защищаемой секции с первой выдержкой времени будет отключаться секционный выключатель и лишь со второй – ввод.
Известно, что в условиях многостороннего питания применяются направленные токовые защиты. В простейшем виде – с реле направления мощности прямой последовательности. У направленных токовых защит на электромеханической и полупроводниковой элементной базе есть свои недостатки. Первый – наличие так называемой «мертвой» зоны, что и предопределяет их использование в основном для защиты линий. Второй – большие выдержки времени, особенно на источниках питания (впрочем, это относится ко всем токовым защитам с временной селективностью).
В микропроцессорных устройствах защиты эффект «мертвой» зоны устранен, например, с помощью контура памяти.

Для обеспечения селективности в устройстве защиты любого явного или потенциального источника предлагается использовать орган направления мощности. Назовем его органом селективности. Он должен гарантировать формирование двух управляющих воздействий – «свой» или «чужой», в зависимости от знака мощности. «Свой» – при направлении мощности из защищаемого элемента, «чужой» – внутрь защищаемого элемента.
Направление проходящей мощности КЗ говорит о том, где возникло повреждение: на «своем» присоединении либо где-то ещё.

Можно сформулировать основные принципы выполнения селективной логической защиты:

  • на каждом питающем элементе должны устанавливаться два комплекта направленной защиты: один – для блокировки устройств защиты других питающих элементов, второй – для отключения «своего» выключателя;
  • для защит, срабатывающих при одном направлении мощности, должна быть собрана схема блокировки вышестоящих защит нижестоящими.

Отметим, что все предпосылки уже реализованы в современных терминалах РЗ. Так, в базовых версиях многих из них заложена функция трехступенчатой токовой защиты, причем некоторые или все ступени могут выполняться направленными.
Логика выдачи/приема сигнала блокировки в устройствах защиты может быть изменена на стадии заводского программирования.

Покажем на примере схемы, как организуется логическая защита шин. Для этого наметим к установке две независимые встречно-направленные ступени ЛЗШ: ЛЗШ-И (направление к шинам) и ЛЗШ-П (направление от шин) (рис. 1).
Энергосистему условно можно разбить на две области: область внешних и внутренних повреждений. При повреждении в области внешних замыканий должен отключаться выключатель поврежденного присоединения, при замыкании в защищаемой зоне – выключатели всех питающих элементов. Отметим, что при повреждении в области внешних замыканий сработает какая-либо блокирующая ступень ЛЗШ-П. Признаком замыкания в защищаемой зоне является одновременное несрабатывание всех комплектов ЛЗШ-П.
ЛЗШ может быть собрана по параллельной или последовательной схеме. Наиболее предпочтительной выглядит последовательная схема (рис. 2), обладающая важным качеством диагностики обрыва цепи. Логика, которая должна быть реализована в микропроцессорных устройствах, устанавливаемых на питающих вводах, показана на рисунке 3.
При наличии источников, значительно различающихся по мощности, для достижения нужной чувствительности необходимы два токовых органа, обеспечивающих различные уставки по току для ЛЗШ-И и ЛЗШ-П.

Рис.1. Схема размещения терминалов РЗ с комплектами ЛЗШ-И и ЛЗШ-П

Рис.2. Схема организации блокировки ВН-ЛЗШ

Рис.3. Упрощенная функционально-логическая схема организации ВН-ЛЗШ в терминале защиты «источника»

Уставки срабатывания ЛЗШ-И и ЛЗШ-П могут быть выбраны по известным условиям: ЛЗШ-И – по условию обеспечения необходимой чувствительности, ЛЗШ-П – по условию отстройки от максимальных нагрузочных токов.
Хочется отметить, что такое изменение логики окажется востребованным не только в терминалах защиты «очевидных» источников (трансформаторных вводов, генераторов, СВ), но и в устройствах РЗ «неочевидных» присоединений, например, отходящих линий (по ним в связи со спецификой их энергообъектов может происходить как потребление, так и генерация мощности), мощных двигателей или приемных концов параллельных линий, питающих защищаемые шины.
Итак, на стадии заводского программирования возможно дополнительно закладывать необходимое количество ступеней направленной МТЗ, орган направления мощности, контур памяти. Поскольку все реле в составе микропроцессорных устройств, за исключением выходных, виртуальны, предлагаемое изменение не должно повлечь за собой увеличение стоимости защиты.

Встречно-направленная ЛЗШ пригодна в первую очередь для сборных шин распредустройств, на которых нецелесообразно использовать ДЗШ. К ним можно отнести, во-первых, шины 35 кВ с небольшим количеством присоединений на подстанциях, где возможны режимы как выдачи, так и потребления мощности от сети; во-вторых, шины КРУ-6(10) кВ, размещенных на электростанциях небольшой мощности с работающими генераторами и оснащенных в обязательном порядке быстродействующей дуговой защитой.
При наработке положительного опыта эксплуатации предлагаемого алгоритма область его применения может оказаться ещё шире. Например, возможно предусматривать использование ВН-ЛЗШ на шинах 110 кВ и выше в качестве резервной по отношению к ДЗШ. В этом случае орган направления мощности должен выполняться с контролем нулевой и обратной последовательности.
Одновременное использование дифференциальной, встречно-направленной логической и максимальной токовой с временной селективностью защит повысит надежность релейной защиты.

Читайте также:  Дифзащита трансформатора принцип действия

Выводы

Применение встречно-направленной ЛЗШ позволит в ряде случаев отказаться от использования терминалов РЗ с функцией ДЗШ и в результате поможет снизить затраты на сооружение новых и реконструкцию старых энергообъектов.
Внедрить предложенный алгоритм в терминалы релейной защиты можно на стадии заводского программирования, без увеличения их стоимости.
Диагностика обрыва цепи, встроенная в алгоритм работы последовательной схемы организации ЛЗШ, а также высокая надежность микропроцессорных устройств обеспечат высокую надежность работы схемы в целом.
Широкие возможности цифровых устройств создали предпосылки для разработки новых алгоритмов работы релейной защиты, не имеющих аналогов в предыдущих поколениях защит. Пример такого алгоритма – ЛЗШ с абсолютной селективностью.

© ЗАО “Новости Электротехники”
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Объявления

Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал

Чем отличается ЛЗШ 35кВ(логическая защита шин) от ДЗШ35кВ(дф защ шин)?

Советы бывалого релейщика → Студенческий Раздел → Чем отличается ЛЗШ 35кВ(логическая защита шин) от ДЗШ35кВ(дф защ шин)?

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Сообщений 6

1 Тема от Saimon 2011-05-29 16:04:06

  • Saimon
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2011-05-29
  • Сообщений: 15
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Тема: Чем отличается ЛЗШ 35кВ(логическая защита шин) от ДЗШ35кВ(дф защ шин)?

Всем добрый вечер я начинающий дежурный ПС и немогу у нашего релейщика добится ответов(только и слышу уже неделю “Сейчас схему посмотрю и отвечу”), а если вы мне ответите то буду очень признателен. я допустим понимаю что эти защиты выполняют одну функцию но отличие пока не знаю.

2 Ответ от grsl 2011-05-29 17:23:47

  • grsl
  • Администратор
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2011-01-07
  • Сообщений: 6,122
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Чем отличается ЛЗШ 35кВ(логическая защита шин) от ДЗШ35кВ(дф защ шин)?

Коллега, вы задав вопрос, сами и ответили на него.
ЛЗШ, логическая, т.е. построена на логике, если вводное реле чувствует КЗ, а отходные фидеры нет, то КЗ на шинах
ДЗШ диферинциальная, т.е. аналоговая, если сумма входящих токов не равна сумме выходящих, то КЗ на шинах.
Схемное решение абсолютно различно.

3 Ответ от evdbor 2011-05-29 18:16:57

  • evdbor
  • Модератор
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2011-01-07
  • Сообщений: 1,609
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Чем отличается ЛЗШ 35кВ(логическая защита шин) от ДЗШ35кВ(дф защ шин)?

При коротком замыкании на отходящей линии пускаются защиты линии и ввода. Защита линии блокирует быстродействующую ступень защиты ввода. В случае успешного отключения линии ввод остается включенным. Если линия не отключилась, то ввод отключится с выдержкой времени (дальнее резервирование). При КЗ на шинах не будет блокирующего сигнала, и ввод отключится без выдержки времени.
При наличии подпитки от отходящих линий (синхронные двигатели, малая генерация и т.д.) при КЗ на шинах будет формироваться блокирующий сигнал который не даст сработать быстродействующей ступени МТЗ ввода. В этом случае требуется направленная ЛЗШ со своими недостатками или ДЗШ.
ДЗШ реагирует на сумму токов всех присоединений системы шин. При внешнем КЗ сумма этих токов будет близка к нулю, и защита работать не будет. При КЗ на шинах сумма токов не равна нулю и ДЗШ сработает.

Относительно принципов выполнения ЛЗШ см. сайт коллеги doro
http://rzdoro.narod.ru/cons_10_4_3_1.htm
+ тема нашего форума с многочисленными ссылками
ЛЗШ

На том же сайте см. РЗА для оперативного персонала
http://rzdoro.narod.ru/op0.htm

PS. Пока стучал по клавишам коллега grsl уже ответил

4 Ответ от Никита Любимов 2011-05-29 19:31:01

  • Никита Любимов
  • Коллекционер реле
  • Неактивен
  • Откуда: Санкт-Петербург, Колпино
  • Зарегистрирован: 2011-01-07
  • Сообщений: 2,718
  • Репутация : [ 11 | 0 ]

Re: Чем отличается ЛЗШ 35кВ(логическая защита шин) от ДЗШ35кВ(дф защ шин)?

Санкт-Петербургским центром подготовки кадров энергетики в 2005 году было выпущено учебное пособие.
Релейная защита энергосистем для оперативного персонала. Автор: К.В. Елецкий
Думаю, для Вас будет полезен этот документа, все очень хорошо расписано, и именно для оперативников, без залезания в глубину.

Елецкий К.В. Релейная защита энергосистем для оперативного персонала, 2006 г. 36 c..pdf 539.63 Кб, 69 скачиваний с 2011-05-29

You don’t have the permssions to download the attachments of this post.

Проект “РЗА”

Все о защите и автоматике электрических сетей

Логическая защита шин (ЛЗШ)

Сегодня логическая защита шин является неотъемлемой частью системы релейной защиты и автоматики распределительных устройств 6-35 кВ. Ее распространению способствовал переход от электромеханической элементной базы к микропроцессорным блокам РЗА. Еще 15-20 лет назад вы вряд ли бы увидели ЛЗШ в проекте.

Назначение ЛЗШ

Логическая защита шин нужна, чтобы сократить время отключения коротких замыканий на шинах 10 кВ.

При коротком замыкании на шинах 10 кВ логическая защита шин устраняет его практически без выдержки времени (0,1-0,15 с), а при замыкании на присоединении – ЛЗШ блокируется, позволяя устранить КЗ нижестоящим защитам.

Простые защиты, вроде максимальной токовой, не могут выполнить селективное отключение короткого замыкания на шинах 6-35 кВ без выдержки времени, что приводит к увеличению повреждения в распределительном устройстве, особенно на уровнях распределения “ПС” и “РТП”, где уровень токов коротких замыканий обычно высок.

Стандартное время срабатывания МТЗ ввода 6-10 кВ – 1-2 секунды, против 0,1-0,15 секунд у ЛЗШ. Выигрыш в быстродействии очевиден.

Область применения ЛЗШ

В основном логическую защиту шин применяют для радиальных распределительных сетей 6-35 кВ, особенно массово для напряжения 6-10 кВ.

Большое количество присоединений в таких сетях не позволяют эффективно использовать дифференциальные защиты шин (дорого) и неполные дифференциальные защиты шин (обычно защищают реактированые линии, которые редко применяют в распределительных сетях).

В этих условия ЛЗШ является единственной недорогой защитой, позволяющей быстро отключить короткие замыкания на шинах 6-35 кВ.

С осторожностью нужно применять ЛЗШ на подстанциях с крупными двигателями 6-10 кВ, которые могут давать подпитку внешнего короткого замыкания с уровнем тока, достаточным для пуска защит присоединений и вводов РУ. Это может привести к ложной работе ЛЗШ с неселективным отключением секции 6-10 кВ или блокировки ЛЗШ при ложном пуске защит присоединений.

В последнее время ЛЗШ, для удешевления проектов, стали применять в кольцевых сетях с многосторонним питанием (шины 6-35 кВ ПС, РП, ГТЭС и т.д.). Для этого пусковые органы защит выполняют направленными. Данный вариант нужно всесторонне рассматривать с учетом надежности системы релейной защиты и в случае особо ответственных объектов, отдавать предпочтение дифференциальной защите шин!

Структура ЛЗШ

ЛЗШ — это распределенная защита. Она не находится в одном конкретном терминале, а распределена по защитам вводов, СВ и отходящих присоединений (линий, трансформаторов, двигателей, БСК и т.д.).

Так как защита шин 6-35 кВ осуществляется вводными и секционным выключателями, то именно в терминалах ввода и СВ реализована отключающая токовая ступень (ЛЗШ), работающая с минимальной выдержкой времени (0,1-0,15 с).

Пусковые органы защит нижестоящих присоединений дают информацию о том, есть ли замыкание на присоединении, и в случае его наличия, замыкают выходные контакты своего терминала для передачи сигнала на терминалы ввода и СВ. Это выходной сигнал называется “Блокировка ЛЗШ”.

Читайте также:  Блок защиты галогенных ламп как подключить

Блоки защиты присоединений соединены с блоками ввода и секционного выключателями медными шинками для передачи сигнала по схеме “выходные контакты – дискретный вход”. В настоящее время, рассматривается вопрос передачи сигналов “Блокировка ЛЗШ” посредством информационных каналов (технология МЭК-61850 GOOSE)

Принцип работы

Принцип работы рассмотрим на примере возникновения внутреннего (на шинах) и внешнего (на присоединении) замыканий.

Замыкание на шинах 6-35 кВ (в зоне действия ЛЗШ)

  • Ток КЗ протекает от энергосистемы, через ТТ защиты ввода, к точке КЗ;
  • Защита ввода (и МТЗ и отдельная ускоренная ступень ЛЗШ) пускается от данного тока;
  • Защиты присоединений не пускаются потому, что через них ток КЗ не протекает (подпитки “снизу” нет)
  • Так как сигнал “Блокировка ЛЗШ” нижестоящими защитами не выдается, то защита ввода (ускоренная ступень ЛЗШ) отключает выключатель ввода с временем 0,1-0,15 секунд

Замыкание на присоединении (вне зоны действия ЛЗШ)

  • Ток КЗ протекает от энергосистемы, через ТТ защиты ввода и ТТ защиты фидера, к точке КЗ;
  • Происходит пуск защиты ввода (МТЗ и отдельной ускоренной ступени ЛЗШ) и защиты фидера (МТЗ и, возможно, ТО);
  • Защита присоединения мгновенно выдает сигнал пуска собственных защит (Блокировка ЛЗШ) на защиты ввода (через сухой контакт);
  • Защита ввода принимает сигнал “Блокировка ЛЗШ” и блокирует ускоренную ступень ЛЗШ (МТЗ ввода остается в работе);
  • Защита фидера отключает свой выключатель для устранения КЗ, МТЗ ввода возвращается;
  • При отказе защиты фидера, КЗ устраняет МТЗ ввода с выдержкой времени.

Зона действия ЛЗШ

Зона действия ЛЗШ показана на рис. 3

Стоит отметить, что несмотря на название, ЛЗШ защищает не только сами шины, но и зону выключателей. Как и для дифференциальной защиты шин, ее зона действия определяется местами установки трансформаторов тока.

На этом об Основах ЛЗШ все! В следующий раз поговорим о возможных схемах реализации логической защиты шин в реальных проектах.

ЛЗШ – логическая защита шин, принцип действия, назначение, реализация

Логическая защита шин в настоящее время входит в состав практически любого микропроцессорного терминала РЗА. Ее задача – отключить короткое замыкание на шинах РУ за минимально возможное время, ограничивающееся только собственным временем срабатывания электронной части терминала. Обычно это от 0,1 до 0,15 с.

Почему именно ЛЗШ является наиболее эффективной защитой для этой части РУ? Рассмотрим возможные варианты ликвидации КЗ на шинах.

Первый вариант – применение дифференциальной защиты. Для ее реализации потребуются дополнительные обмотки трансформаторов тока на всех присоединениях секции. Их нужно соединить с дифференциальным реле, задача которого – в момент КЗ сложить токи, входящие на шины от фидеров питания и токи на отходящих присоединениях. В случае превышение током небаланса величины уставки реле дает команду на отключение.

Система получается очень сложной, но со сложностью падает ее надежность.

К тому же трансформаторы тока с дополнительными обмотками дороже. Накладываются ограничения по проверкам РЗА присоединений: при случайной подаче тестового тока на него защита сработает ложно.

Вариант с использованием неполной дифференциальной защитой шин тоже не является достаточно эффективным.

Он отличается от предыдущего тем, что используются трансформаторы тока только питающих линий и мощных потребителей. Но его применение, ко всему прочему, сильно ограничено.

Следующая возможность защитить шины – МТЗ питающих линий. В принципе, его и выполняют в подавляющем большинстве случаев. Но у этого вида защиты есть существенный недостаток. Для отстройки МТЗ от коротких замыканий на отходящих присоединениях ее выдержка времени должна быть больше, чем у МТЗ потребителей. На практике это 1 – 3 секунды.

С увеличением тока КЗ каждая секунда его действия становится фатальной для электрооборудования. Чем дольше горит дуга, тем больше разрушений она приносит.

Из чего состоит ЛЗШ

Элементы логической защиты шин не сосредоточены в одном месте. Это система, объединяющая терминалы защит питающих и отходящих линий.


Отходящие линии при запуске собственных защит (обычно – МТЗ), формируют сигнал блокировки ЛЗШ. Для этого на каждом из них выделяется по одному дискретному выходу. Сигналы от всех отходящих линий секции поступают на дискретные входы терминалов фидеров питания. Для передачи используется система шин питания и управления, входящая в состав любого современного распределительного устройства. На этом, собственно, вся конструктивная часть и заканчивается. Остается выставить правильные настройки ЛЗШ на всех терминалах, задать назначение дискретных входов и выходов.

Терминалы секционных выключателей получают сигнал блокировки ЛЗШ от присоединений обоих секций, которые они соединяют. Для этого используются разные дискретные входы.

Схемы организации ЛЗШ

Поведение ЛЗШ при внешнем КЗ

При внешнем коротком замыкании запускается МТЗ присоединения, на котором оно произошло. Естественно, отключение произойдет по истечении выдержки по времени, предусмотренной для данного тока замыкания.

Но, при наличии ЛЗШ, терминал выполнит еще одну задачу: выдаст сигнал ее блокировки.

Он поступит на терминалы фидеров, питающих секцию.

На этих терминалах, если произойдет срабатывание МТЗ, запустится ЛЗШ. Именно в них она настроена на отключение, на отходящих элементах оно не нужно, их задача – только передача сигнала о том, что КЗ находится в их зоне действия, и они готовы его ликвидировать.

Появление сигнала блокировки приведет к тому, что ЛЗШ на терминалах питающих линий остановится, и отключения не произойдет.

В случае отказа МТЗ отходящей линии короткое замыкание будет устранено МТЗ питающего фидера или УРОВ. За отказ ЛЗШ не отвечает.

Работа ЛЗШ при КЗ на шинах

Если короткое замыкание произошло на шинах РУ, сигнала блокировки от отходящих линий не поступит, так как ток КЗ через них не проходит. Запуск МТЗ питающих шины линий при отсутствии сигнала блокировки приведет к мгновенному действию ЛЗШ на отключение присоединений. Причем отключатся независимо друг от друга все выключатели, через которые в данный момент осуществляется питание. Если помимо ввода включен секционный выключатель, то ЛЗШ сработает и на нем.

Защита носит название логической именно потому, что ее работа связано с анализом места КЗ в системе: если ни один терминал отходящей линии не видит замыкание, значит – оно на шинах.

Зона, охваченная защитой, ограничивается местами установки трансформаторов тока всех присоединений секции. В этом она похожа на дифференциальную защиту шин, реализованную классическим образом. При срабатывании ЛЗШ формируется сигнал запрета АВР на поврежденную секцию.

Надежность ЛЗШ

В отличие от других защит, ЛЗШ редко срабатывает при проверках РЗА персоналом электролабораторий. При работе на отходящих присоединениях сигнал блокировки, хоть и поступает на входы терминалов линий питания, но вреда не приносит. Возможен только отказ в работе при совпадении фактора наличия проверочного тока на отходящем фидере и реальном КЗ на шинах, но вероятность такого казуса невелика.

При проверке РЗА питающей линии тем более ничего не произойдет. Если на шины приходит питание через секционный выключатель или другую линию питания, то их логические защиты работают независимо от проверяемой линии питания, достучаться до них оттуда нереально.

Этим ЛЗШ выгодно отличается от дифференциальных защит, работая в зоне действия которых можно ошибочно устроить масштабную техногенную аварию.

Отказы в работе ЛЗШ связаны, в основном, с короткими замыканиями на выводах трансформаторов тока. Дифференциальные защиты шин определяют КЗ на них с помощью реле, установленных в каждой фазе. Любое из реле, сработав, даст команду на отключение. В случае же с ЛЗШ наоборот: если через трансформатор тока любой из фаз отходящего фидера пойдет ток КЗ, сформируется сигнал блокировки.

Читайте также:  Назначение и принцип действия защитного заземления

Поэтому, если при КЗ в комплектной ячейке дуга перескочит за выводы трансформатора, произойдет отказ ЛЗШ. И замыкание будет устранено только с выдержкой времени МТЗ питающего фидера.

Логическая защита шин

До развития микропроцессорной техники для защиты подстанций напряжением свыше 1000 вольт применялись различные системы на реле. Они потребляли огромное количество энергии для собственных нужд, были сложны в настройке и не отличались надёжностью. Сегодня эту задачу выполняют системы логической защиты шин, построенные на электронных блоках.

Релейная защита и автоматика

РЗиА – это система, предназначенная для защиты подстанции от аварийного режима работы. Она представляет собой сложнейший комплекс электрических и электронных устройств. Релейная защита и автоматика непрерывно контролируют состояние сети и, при необходимости, производят в ней различные переключения.

Любая РЗиА обладает селективностью (избирательностью). Т.е. она отключает именно тот участок энергосистемы, на котором возник ненормальный или аварийный режим работы. Соответственно, без напряжения остаётся часть потребителей, а не все сразу. Особенно это необходимо в случаях, когда отключение подразумевает нарушение тех. процессов предприятий, сопровождающихся риском возникновения ЧС или финансовых убытков.

Также релейная защита характеризуется быстродействием. Под этим свойством подразумевают время, затраченное на отключение повреждённого участка линии. Быстродействие тесно связано с селективностью. Уставка допустимого времени протекания аварийной ситуации учитывается в настройках терминала РЗиА, и от него зависит, на каком именно участке линия будет отделена от общей системы.

Дополнительная информация. Быстродействие защиты является её важнейшей характеристикой. Для правильной настройки нужна золотая середина. Если выдержки времени подобраны так, что они слишком короткие или продолжительные, то система будет отключать линии, которые в этом не нуждаются, т.е. будут происходить ложные срабатывания.

Из чего состоит ЛЗШ

Отвечая на вопрос «ЛЗШ защита что это», можно сказать, что она включает в себя сложный комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для отключения линии при внештатном режиме работы. Все их условно можно разделить на 3 категории:

  1. Датчики – устройства, считывающие в реальном времени информацию о состоянии энергосистемы. Например, ток и напряжение на силовых шинах, частоту, сдвиг фазы и cosф нагрузки, а также температуру трансформаторов, окружающего воздуха и тому подобные показатели. Вся эта информация поступает в контроллер.
  2. Микропроцессорные терминалы – вычислительный орган системы. С натяжкой его можно назвать компьютером. Внешне представляет собой небольшую коробку с экраном, отображаемым состояние сети, и множеством кнопок для настройки прибора и его взаимодействия с человеком.
  3. Исполнительные органы – по аналогии с ПК это периферийные устройства. К ним относятся высоковольтные выключатели, вентиляторы и насосы систем охлаждения, различные приводы для коммутирующих устройств.

Упрощённо всё это работает следующим образом. На шинах подстанции возникает какая-либо внештатная ситуация, например, короткое замыкание. Трансформаторы тока регистрируют критическое превышение этого параметра. С них сигнал передаётся в микропроцессорный терминал, который его обрабатывает. При этом учитывается ток короткого замыкания, его продолжительность и ряд других характеристик. Затем терминал подаёт сигнал на исполнительный орган – вакуумный выключатель, который отключает участок линии, поражённый коротким замыканием.

Схемы организации ЛЗШ

Большинство комплексов логической защиты шин реализуется по последовательной или параллельной схеме. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, но принцип работы ЛЗШ похож в обоих случаях.

При последовательной схеме отдельные контакты следуют друг за другом. Пока все из них замкнуты, на вход блокировки ЛЗШ поступает сигнал, предотвращающий срабатывание защиты. Если хоть один контакт релейного терминала разомкнётся, то общая цепочка будет нарушена.

В случае с параллельной схемой контакты изначально находятся в нормально разомкнутом положении. Для срабатывания ЛЗШ также необходимо, чтобы один из них изменил своё состояние, т.е. замкнулся.

Поведение ЛЗШ при внешнем КЗ

Принцип действия логической защиты шин основан на отсечке линии при возникновении в ней тока короткого замыкания. В данном случае подразумевается, что КЗ произошло где-то за пределами подстанции. Пока линия находится в нормальном режиме работы, контакты ЛЗШ формируют сигнал блокировки. Он препятствует срабатыванию защиты, поэтому система находится под напряжением. Как только происходит КЗ или серьёзная перегрузка по току, контакты ЛЗШ размыкаются. Происходит включение защиты. Расчёт времени отключения линии напрямую зависит от интенсивности КЗ и настроек, внесённых наладчиком в терминал РЗиА.

Дополнительная информация. На воздушных линиях электропередач возможны неустойчивые короткие замыкания. Они могут быть вызваны перехлёстом проводов из-за ветра. В таком случае замыкание носит кратковременный характер, после его исчезновения линия снова включается в работу устройством автоматического повторного включения (АПВ).

Работа ЛЗШ при КЗ на шинах

Другая цель применения ЛЗШ – это отключение напряжения при возникновении короткого замыкании на шинах. При этом речь идёт о КЗ, происходящем непосредственно на территории распределительного устройства (РУ) или подстанции. Данная ситуация имеет особенность. Замыкание происходит в непосредственной близи от трансформатора. Сопротивление шин до точки КЗ имеет минимальное значение. Ток замыкания будет крайне высоким, вплоть до десятков тысяч ампер. Терминал РЗиА, регистрируя такое большое значение, соберёт цепочку ЛЗШ быстрее, чем, если бы авария сформировалась где-то далеко от подстанции. Если по каким-либо причинам данный каскад защиты не отработает, то питание отключится тем, который стоит выше по цепи. При этом из работы выйдет вся секция. Срабатывание будет неселективным, что является нежелательным.

Надежность ЛЗШ

ЛЗШ, с точки зрения тестирования на работоспособность, имеет отличие от прочих видов защит. Она редко срабатывает при испытаниях сотрудниками измерительных лабораторий. Объясняется это тем, что ЛЗШ отводится менее значимая роль, соответственно, она имеет более длительные по времени выдержки срабатывания и просто не успевает опередить другие виды защит.

Чаще всего логическая защита шин даёт сбой вследствие КЗ трансформатора тока либо его виткового замыкания. К счастью, происходит такое довольно редко. В этом случае трансформатор просто не в состоянии корректно измерить протекающий через контролируемую им шину ток. Поэтому не может сформироваться сигнал блокировки защиты ЛЗШ, что приводит к её непреднамеренному срабатыванию.

Важно! Перед отключением проводов от трансформатора тока его выводы требуется замкнуть между собой. В противном случае в обмотке ТТ возможно наведение высоковольтного потенциала, который опасен для жизни обслуживающего персонала и может привести к повреждению оборудования.

ЛЗШ является сравнительно простой и действенной системой по обеспечению бесперебойной работы энергосистемы. Её применение ощутимо снижает негативные последствия аварийных ситуаций, а также существенно уменьшает риск их возникновения.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector